Этапы работы |
Контролируй себя! |
Напоминай себе! |
I. Приступая к выполнению задания |
1. Определи какие задания нужно выполнить. 2. Обдумай как лучше, быстрее, продуктивнее это сделать (план в уме). |
1. Смотри записи в дневнике. 2. Приготовь необходимые учебники и пособия, наведи порядок на столе. 3. Установи последовательность выполнения уроков. 4. Распредели время на каждый предмет. |
II. Выполняя домашнее задание |
В начале работы: 1. Справляюсь, что задано. Что нужно сделать? Вспоминаю содержание материала и объяснения учителя. В ходе: 1. Проверяю себя, то ли я делаю, что требуется? 2. Так ли я действую как надо? 3. Уложусь ли в отведенное время? В конце: 1. Устанавливаю, что еще не выполнено. 2. Даю оценку результату своей работы. Учитываю, сколько затрачено времени. |
1. Уясни требования задания. 2. Вспомни советы учителя к выполнению заданий. 1. Не отвлекайся! 2. Следи за последовательностью действий! 3. Умей уложиться в отведенное время. 1. Проверь себя, все ли выполнено. 2. Верно ли выполнено. 3. Есть ли другой способ решения задачи? |
III. Завершая работу. |
1. Контролирую полноту и качество выполнения задания. 2. Что можно дополнительно сделать? 3. Планирую свой ответ на уроке. 4. Определяю, что следует уточнить у товарища, у учителя. |
1. Проверь глубину своих знаний. 2. Если нужно, доработай, устрани пробелы. 3. Оцени свои успехи и учти ошибки на будущее. |
Учись учиться
Памятка ученику, выполняющему домашнее задание
Проверь свои знания
Важную роль играют умения школьника проверять свои знания и исправлять своевременно ошибки. Это первое условие самоконтроля.
·Второе условие – бороться не только с ошибками, но и с причинами, их порождающими. Чаще всего школьники ошибаются из-за невнимательности и торопливости, из-за неумения сосредоточиться в работе. Чтобы устранить эту причину, надо воспитывать силу воли, внимание, аккуратность. Ошибки возникают также из-за недоработки на уроке, недопонимания чего-то важного, существенного и даже простого незнания. Поэтому нужно тут же, на уроке, проверить свои знания, обращаясь к учителю или ученику, чтобы этим предупредить возможные ошибки.
Часто ошибаются из-за того, что не умеют применять знания на практике.
·Третье условие самопроверки – умелое использование справочной литературы: словарей, энциклопедий, справочников таблиц. Самоконтроль можно осуществлять, сверяясь с образцами ранее решенных задач, написанного сочинения, подготовленного доклада. Помогут самоконтролю и специальные памятки, которые содержат правила, советы, алгоритмы разного вида работ.
·Четвертое условие самоконтроля – проверяйте свои знания не только после выполнения задания, но и по прошествии некоторого времени. Прочно только то знание, которое выдержало проверку временем. Проверяйте не только знания , но и умения, посредством которых вы получаете свои знания. К этим умениям относятся скорочтение, конспектирование книг и лекций, работа с книгой, рациональные приемы запоминания, умение производить различные мыслительные операции, безошибочный и быстрый счет и т.д.
Главное не в исправлении ошибки, а в устранении причин, ее породивших.
Работа над докладом
- Узнай в библиотеке, какая имеется литература по этой теме и закажите её.
- Изучайте литературу, в процессе работы над ней сделайте выписки цитат, цифровых данных, составьте план отдельных разделов.
- Составьте план доклада.
- Подберите и прочитайте дополнительную литературу.
- Оформите доклад с соответствии с планом.
УЧИСЬ СРАВНИВАТЬ.
- Установи цель сравнения.
- Проверь, знаешь ли ты материал об объектах, которые будешь сравнивать.
- Выдели главные признаки, по которым будеш сравнивать.
- Найди элементы сходства и различия в объектах.
- Сделай вывод из сравнения.
Советы по запоминанию материала
- Заучивай с желанием знать и помнить.
- Ставь цель запоминать надолго.
- Пользуйся смысловыми опорами, смысловым соотношением, смысловой группировкой – кто хорошо смыслит, тот хорошо запоминает и долго помнит.
- Начинай повторять до того, как материал стал забываться.
- Заучивай и повторяй небольшими дозами.
- Лучше учить по одному часу 7 дней, чем 7 часов подряд в один день.
- Память любит разнообразие, после математики учи историю, после физики – литературу.
- Когда учишь, записывай, рисуй схемы, черти графики, изображай то, что усваиваешь, сравнивай с тем, что знал раньше – действуй!
- Если получил задание во вторник, а уроки в пятницу, не жди четверга: выучи сразу, а на кануне повтори.
- Не учи стихи по странице, короткие заучивай сразу, длинные – разбивай на смысловые части. Как можно быстрее, не дожидаясь полного заучивания, старайся воспроизвести, закрыв книгу.
- Никогда сразу не справляйся по книге, если что-нибудь забыл, постарайся припомнить сам.
Твое домашнее задание
Первое условие хорошей подготовки домашнего задания – это внимательность, активная сознательная работа на уроке.
Не уходите с урока, чего-то не поняв, не осмыслив. В случае необходимости обращайтесь за помощью к учителю или товарищу. На уроке работайте с полной отдачей сил, чтобы дома только закрепить полученные знания. Не забывайте подробно и точно записывать домашнее задание в дневник.
Получая домашнее задание, твердо уясните не только то, что надо сделать по содержанию урока, но и как выполнять уроки в точно установленное время, в удобном для себя порядке. Чередуйте трудные предметы с более легкими, устный материал повторяйте перед выполнением письменных упражнений.
Сначала выучите правила, а затем закрепляйте их системой письменных упражнений. Между предметами делайте перерывы в 5 – 10 минут.
Если сегодня на уроке изучался трудный материал, то в этот же день, придя домой, его надо закрепить, хотя задание дано на 2-3 дня вперед. Иначе трудное забудется, и через два дня придется начать все сначала.
Материал сначала поймите, а потом старайтесь его запомнить. Если при выполнении уроков возникнут затруднения, не торопитесь обращаться за помощью к товарищам или родителям. Старайтесь во всем разобраться самостоятельно, проявите волю и настойчивость, и только когда сами не сможете разобраться, обратитесь за помощью. Поняв свою ошибку, работайте дальше самостоятельно. Домашнее задание выполняйте при абсолютной тишине в комнате.
Учись конспектировать
Конспект – это сжатый последовательный пересказ содержания параграфа, разделов книги, лекции. Он включает в себя основные положения, доказательства их, а также фактический материал (примеры, цитаты, статистические данные).
В конспекте могут быть записаны схемы, таблицы, составленные на основе изученного материала.
Конспект является сложной формой записи, которая включает план и тезисы в расширенном виде. Конспект должен быть кратким, ясным и логически последовательным.
Основные мысли при конспектировании надо формировать своими словами, записывать вопросы, возникающие в процессе слушания, отметить непонятные, трудные места.
Конспекты лучше вести в отдельной тетради. Знай основные правила:
1. Внимательно ознакомься с произведением.
2. Определи цель составления конспекта.
3. Конспект следует писать от имени составителя.
4. После цитат нужно указывать страницу произведения.
5. Выделяй слова, фразы, абзацы.
6. Нельзя искажать мысль автора.
7. Конспект пишется четко и разборчиво.
8. Конспект поможет выделить главное.
Конспектирование – непременное условие плодотворной самостоятельной работы.
Правила для учащихся
- ·Береги свое здоровье: оно не только твое богатство – оно достояние общества.
- ·Трудись не только для себя, а и для других.
- ·Ты способный и сильный. Будь, уверен в своих силах.
- ·Соединяй работу рук с работой головы. Помни! Ум твой должен быть и на кончиках пальцев.
- ·Учись самостоятельно мыслить. Тренируй память, Больше вопросов «Почему».
- ·Постоянно ищи практическое применение своим знаниям, проникай в суть явлений, осмысливай их.
- ·Развивай умение слушать, видеть, впитывать и благодарно хранить в душе все доброе, прекрасное, что дают тебе учителя и родители.
- ·Умей дружить! Жизнь без друзей немыслима. Сам знаешь – научи друга. Свято дорожи дружбой.